Статьи

Потребителям до сих пор продолжают навязывать завышенные потери

О росте сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков
Энергоснабжающие организации всегда стремились навязать потребителям завышенные потери электрической энергии на участках сетей от границы балансовой принадлежности до места установки приборов учета. Некоторые делали расчеты с заведомо неверными данными, но большинство даже не тратило на это время и устанавливало произвольные цифры. Кто-то применял 2,5%, кто-то 5%, а некоторые 10% и более. При этом в подавляющем большинстве случаев реальные потери были менее 1%. Величина этих потерь изначально заносилась в типовой договор и порядка 80% потребителей подписывали такие договоры «не глядя». Остальные 20% пытались получить расчеты этих потерь. На что им показывали методику расчета на 10 листах и говорили идите сами считайте, но потом еще замучаетесь нам доказывать. В итоге всякими правдами и не правдами только около 10% потребителей получали более-менее правильные потери.

Некоторые поставщики электроэнергии пошли еще дальше. Они устанавливали потери даже тем у кого счетчики были установлены на границе балансовой принадлежности. Видимо в надежде, что потребитель либо не обратит на это внимание, либо побоится спорить с монополистом. И даже когда кто-то пытался спорить с этим, то им показывали решения уполномоченных органов о размере нормативных потерь в сетях самой энергоснабжающей или сетевой организации и многие соглашались с этим. Хотя эти нормативные потери являлись потерями в сетях самой энергоснабжающей организации и были уже учтены при установлении тарифа на ее услуги. Таким образом потребители дважды оплачивали потери.

В результате такой работы энергоснабжающие организации не только могли не заниматься поиском тех кто на самом деле воровал электрическую энергию, а даже получали возможность отпускать излишки электроэнергии аффилированным с ними структурам по не законным схемам.

Данная практика продолжает существовать и после реформы в электроэнергетике, когда произошло разделение на сбытовую и сетевую организации, т.к. ранее заключенные договоры энергоснабжения продолжают действовать либо величины потерь автоматически переносятся при переоформлении договора. Кроме этого учитывая, что величины потерь в сетях являются одним из основных показателей эффективности работы сетевой организации и соответственно ее топ менеджмента, то сетевые организации продолжают порочную практику по применению завышенных потерь для потребителей.

При этом многие сетевые организации, чтобы скрыть факт применения завышенных потерь стали использовать для этого возможности интеллектуального учета. Для этого они вводят величину потерь непосредственно в счетчик электрической энергии и благодаря этому в платежных документах потери перестают отражаться. Вследствие чего многие потребители даже не знают, что им к реальному потреблению добавляются потери электрической энергии самим прибором учета.

Еще одним негативным следствием включения величины потерь в сетях в оценку эффективности работы сетевых организаций стало их стремление всеми возможными способами избегать перерасчета потерь за прошлые года.

Учитывая, что перерасчет потерь требует достаточно высокой технической квалификации, то монополисты манипулируя данными и пользуясь своей более высокой квалификацией при возникновении споров вводят в заблуждение как самих потребителей, так и судей, когда дело доходит до суда. Поэтому в судах по многим региона зачастую складывается негативная практика по перерасчету потерь и возврату средств по этому основанию. Из-за этого нам приходится прикладывать очень большие усилия для изменения судебной практики в пользу потребителей.
Статьи